Готовность к школьному обучению

Готовность к школьному обучению

Для успешного обучения в средней массовой школе ребёнок к моменту поступления в школу должен иметь определённый уровень личностного, умственного и физического развития.

Личностная готовность.

Из всех характеристик и особенностей личности ребёнка  выделяются три основных параметра, сформированность которых кажется наиболее важной для школьного обучения.

Это:

- умение строить адекватные системе обучения отношени со взрослыми

- умение общаться со сверстниками

- отсутствие заниженной самооценки и страха неудачи.

Отношения со взрослыми.

К концу дошкольного возраста поведение ребёнка становятся всё более  произвольными.

Произвольное поведение – это поведение, которое «осуществляется в соответствии с образцом (независимо от того, дан ли он форме действий другого человека или в форме  правила) и контролируется путём сопоставления с этим образцом…» (Д.Б.Эльконин)

Что означает произвольность ребёнка в общении со взрослыми и,  в первую очередь, с учителем?

Это:

- понимает условность учебной ситуации

- видит ту внутреннюю позицию, которую занимает взрослый в отношениях с ним

- способен находиться в условно – ролевых (учитель- ученик) отношениях со взрослыми.

Успешность обучения в начальных классах зависит от того, насколько верно дети понимают профессиональную роль и позицию, занимаемую учителем. Без этого невозможно понять истинный смысл происходящего на уроках.

Если уровень развития произвольности низок, то ученик не в состоянии воспринимать учебную задачу в её специфическом учебном значении. Дети не видят за вопросами учителя учебной проблемы, а воспринимают  их как повод для житейского общения. Они могут прервать учителя вопросами, не относящимися к теме урока, называть учителя не по имени – отчеству, выкрикивать с места. Следует отметить, что дети, хорошо готовые к школьному обучению, склонны  принимать даже строгое отношение учителя, если, конечно, чувствуют за этой строгостью доброжелательность.

Отношения со сверстниками.

Вторым важным компонентом личностной готовност ребёнка к обучению является опредлённый уровень развития общения со сверстниками.    Общение с другими детьми очень важно для формирования способности к децентрации, то есть умения встать на точку зрения другого человека, принимать ту или иную задачу как общую, требующую совместных усилий, действий, взглянуть на самого себя со стороны.

Если же у ребёнка не сформированы навыки общения со сверстниками, то ему трудно, например, выслушать ответ одноклассника, продолжить пересказ, начатый другим, адекватно отреагировать на успех или неудач4у другого ребёнка (высмеивание, громкое обсуждение, реакция зависти).

Отношение к себе.

 Третий компонент готовности к школе связан с развитием самосознания ребёнка, что проявляется, в частности, в изменении его самооценки. Чаще всего дошкольникам свойственна необъективно высокая оценка себя и своих возможностей. Это следствие специфики детского самосознания. Обычно адекватность самооценки приходит как результат кризиса семи лет.

Однако у некоторых детей наблюдается неустойчивая, а иногда даже заниженная самооценка. Это говорит не об особо интенсивном развитии самосознания, а о том, что эти дети испытывают дефицит эмоциональной защищённости, поддержки, внимания окружающих.

Низкая самооценка может стать причиной школьной неуспеваемости. Такие дети отказываются отвечать у доски, с нежеланием идут в школу.

Интеллектуальная готовность.

Наиболее важным показателем интеллектуальной готовности ребёнка к обучению в школе являются характеристики развития его мышления и речи.

Развитие мышления.

К концу дошкольного возраста центральным показателем умственного развития детей является сформированность у них образного и основ словесно – логического мышления.

Роль образного мышления в познании трудно переоценить. Решение многих типов интеллектуальных задач происходит в образном плане. Образные представления обеспечивают понимание условий задачи, их соотнесение с реальностью, а затем -   контроль за  реалистичностью решения.    

К концу дошкольной подготовки ребёнок может не только представить предмет во всей полноте и разнообразии характеристик, но также способен выделить его существенные свойства и отношения. У него формируется наглядно – схематическое мышление, или знаковая функция мышления. Это особый вид мышления, позволяющий успешно использовать различные схематические изображения (план, макет, чертёж), а также осваивать с успехом грамоту, взаимосвязь слов между словами в предложениях.

Если наглядно – схематическое  мышление сформировано у ребёнка недостаточно, то в первом классе ему трудно составить схемы слов и предложений, верно записать условия задачи с помощью условных обозначений.

У старших дошкольников основы словесно логического мышления базируются на наглядно – образном мышлении и являются его естественным продолжением. Шестилетний ребёнок готов к простейшему анализу окружающего: разведению основного и несущественного, несложным рассуждениям, правильным выводам. В пределах своих знаний ребёнок с успехом  устанавливает причинно – следственные связи, что отражается в его речи.  Зачатки логического мышления проявляются в способности классифицировать предметы и явления.

Если у ребёнка более развито образное мышление по сравнению со словесно – логическим, можно с уверенностью предположить, что недостаток в развитии словесного рассуждения восполнится в дальнейшем. Однако над этим педагогу надо будет работать. Хороший уровень словесных рассуждений и понятийного обобщения при слабом образном мышлении – таит в себе опасность вербализма, то есть формального усвоения знаний без глубокого понимания того, о чём говорят.

Развитие речи.

Основы словесно – логического мышления, без которых невозможно успешное обучение в школе, тесно связаны с развитием речи. По существу,  речь является основой, на которой строится вся учебная деятельность. Особенно важно владение связной монологической речью – сначала устной, затем письменной. Связная монологическая речь – это развёрнутое высказывание, состоящее из нескольких предложений. Монологическая речь требует от ребёнка большей произвольности, осознанности, нежели диалог.  

Для тестирования готовности к обучению в школе нами выбрана наиболее информативная и прогностичная методика. Авторы Вархотова Е.К., Дятко Н.В., Сазонова Е.В. апробировали данную методику в течение нескольких лет. При создании данной методики обследования авторы опирались на представления отечественной психологии о возрастной периодизации и кризизах развития ребёнка (Методические рекомендации. Под ред. Л.А.Венгера, Г.Г.Кравцова – М.,1988)