АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ «ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ЦЕНТР НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Классическая европейская прогимназия

Психологическое сопровождение

Служба психологического сопровождения детей дошкольного и младшего школьного возраста является учебно-методическим структурным подразделением Европейской прогимназии. Возглавляет Службу Лебедева Елена Владимировна. 

Цель работы Службы психологического сопровождения

Целью работы является содействие в создании в прогимназии социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности и обеспечивающей психологические условия для охраны здоровья и развития личности ребенка, конструктивного взаимодействия всех участников образовательного процесса.

Основная деятельность педагога-психолога
Психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса детей дошкольного и младшего школьного возраста с учетом динамики развития каждого психического процесса и каждой сферы психики с течение года.

Сопровождение учащихся и дошкольников через психолого-педагогические технологии направлено на оказание помощи ребенку на определенном этапе его развития в решении возникающих у него проблем, или в их предупреждении.

Задачи деятельности педагога-психолога:
  • Способствовать созданию оптимальных условий для сохранения психического здоровья детей;
  • Содействовать личностному и интеллектуальному развитию детей на каждом возрастном этапе, формирование у них способности к саморазвитию и самоопределению;
  • Профилактика и преодоление отклонений  в социальном развитии детей, расширение адаптивных возможностей детского организма;
  • Содействовать педагогам в развитии детей, в организации им собственного психологического комфорта;
  • Содействовать формированию психологической грамотности педагогов и родителей.
Основные виды деятельности педагога-психолога
Психологическая профилактика
  • Проводится работа по адаптации детей к условиям образовательного учреждения. Даются конкретные рекомендации педагогам, родителям по оказанию помощи детям в адаптационный период;
  • Создаются условия, содействующие предупреждению дезадаптационных состояний при переходе на новые ступени в системе образования;
  • Разрабатываются программы индивидуальной работы с участниками процесса, предназначенные для адаптации и обеспечения всестороннего и гармоничного развития личности;
  • Осуществляются мероприятия по предупреждению и снятию психологической перегрузки педагогического коллектива.

Основная цель – ввести ребенка в мир школьного обучения, помочь принять правила работы в коллективе, распознать и прожить определенны эмоциональны состояния, сопровождающие период вхождения в школьную жизнь. Накапливая определенные моменты проживания и фиксации на каком-либо чувстве, ребенок сможет создать свой собственный «эмоциональный фонд», с помощью которого он сможет ориентироваться в собственных чувствах и в чувствах людей, которые его окружают. Кроме того, в ходе работы дети опосредованно знакомятся с навыками релаксации и саморегуляции, что создает условия для формирования у них способности управлять своим эмоциональным состоянием. Обсуждение и «проживание» ситуаций, вызывающих разнообразные чувства, повышают эмоциональную устойчивость ребенка, что помогает ему легче переносить аналогичные, но более мощные воздействия.

Психологическая диагностика
  • Диагностика развития личности детей. Углубленное психолого-педагогическое изучение на протяжении всего периода;
  • Определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, и ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания;
  • Выявление причин и механизмов нарушений в обучении и развитии.

Психологическая диагностика проводится индивидуально, с подгруппами и с целыми классами. После диагностики разрабатываются рекомендаций по развитию способностей детей, преодолению трудностей и нарушений развития. Главной целью диагностического направления  является исследование уровня, как общего личностного развития, так и развития отдельных свойств и состояний личности детей. На основании исследований определяются актуальные проблемы, вероятность развития тех или иных соматических нарушений, также определяется внутренний ресурс, с помощью которого ребенок способен развить имеющийся у него потенциал, составляется заключение об общем уровне личностного развития ребенка и развития его отдельных свойств и состояний.

На основе диагностических исследований составляется заключения, отражающие полный психологический портрет, позволяющие осуществлять оптимальный отбор методов, средств, форм и приемов коррекционно-развивающей работы с учетом индивидуально – личностных особенностей ребенка. Применяя индивидуальную психологическую  диагностику,  имеем возможность подтверждать или опровергать рабочие гипотезы, а также оказывать помощь учителям и воспитателям в воспитательно-образовательном процессе.

Психологическая коррекция и коррекционно-развивающая работа
  • Активное воздействие на процесс формирования личности и сохранение индивидуальности детей;
  • Обеспечение соответствия развития детей возрастным нормативам. Оказание помощи в индивидуализации воспитания и обучения детей, в развитии их способностей и склонностей;
  • Разработка коррекционных программ с учетом возрастных  и индивидуальных особенностей детей, определяемых в ходе психодиагностических исследований.

Психологическая коррекция или коррекционно-развивающая работа - это адаптация детей; развитие эмоционально-волевой сферы; развитие сплоченности в коллективе; развитие психических процессов; детско-родительские отношения. Эта работа включает в себя следующие формы работы:

  • групповые психокоррекционные занятия
  • индивидуальные психокоррекционные занятия (работа с проблемами в личностной и познавательной сферах
  • занятия по подготовке детей к школьному обучению
  • тренинговые занятия с педагогами и специалистами
  • тематические занятия с родителями (обучающие семинары)

Залог успеха коррекционно-развивающей деятельности – правильно выявленная причина той или иной проблемы. Данное направление включает и работу с взрослыми (родителями и педагогами), предполагающую и активное обучение навыкам взаимодействия, саморегуляции.

Каждое коррекционно-развивающее занятие готовится с учетом индивидуальных  личностных особенностей и развивает не только психические процессы, но и коммуникативные и творческие качества ребенка, поднимает эмоциональный настрой, регулирует общий позитивный фон, формирует культурные ценности и социальные навыки. На занятиях  с дошкольниками отдаю предпочтение работать подгруппами и индивидуально.

Для коррекции и развития психических процессов используются следующие методы: наблюдение, эксперимент, сказкотерапия, арт – терапия, игры-драматизации, релаксационные упражнения, телесно – ориентированную терапию, песочную терапию, ассоциативные карты «МАСКА».

Психологическое консультирование проводится с целью оказания конкретной помощи обратившимся взрослым в осознании ими природы их затруднений, в анализе и решении психологических проблем, помощи в формировании новых установок и принятии собственных решений.

Консультируем родителей по проблемам воспитания и обучения детей, знакомим  с возрастными особенностями детей, расширяя представления о работе психолога, обучаем способам эффективного взаимодействия и по проблемам детско-родительских отношений. А также специалистов по проблемам профессионального выгорания, в случаях, для предупреждения возникновений дезадаптационных состояний при переходе на новые ступени в системе образования, по предупреждению и снятию психологической перегрузки педагогического коллектива. По проблемам обучения, личностного развития, жизненного и профессионального самоопределения. Содействуем распространению и внедрению  в практику образования достижений психологической науки.

Консультативная деятельность
  • Оказание конкретной помощи обратившимся родителям и педагогам в осознании ими природы их затруднений;
  • Анализ и решение психологических проблем, помощь в формировании новых установок и принятии собственных решений.
  • Проведение индивидуальных  или групповых консультаций для участников образовательного процесса по проблемам обучения, личностного развития, жизненного и профессионального самоопределения, по проблемам общения.