Европейская прогимназияО гимназии → Здоровьесбережение

Здоровьесбережение

 «Забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя.

От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь,

мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний,

вера в свои силы …»

В.А. Сухомлинский

Cистема работы Европейской прогимназии  по сохранению здоровья детей дошкольного  и младшего школьного возраста.

Тема здоровьесбережения на сегодняшний день является одной из самых актуальных. Здоровье школьника закладывается еще с его рождением и до определенного возраста поддерживается в семье. Охрана здоровья детей является приоритетным направлением деятельности Европейской прогимназии. С целью реализации данного направления мы разработали специальную программу "Здоровье школьника". Наша задача, максимально поддержать здоровье каждого ребенка и как минимум следить, чтобы оно не ухудшилось.

Для этого прогимназия имеет все необходимые условия: наше учреждение находится в санатарно-курортной зоне, имеется физкультурный зал, спортивная площадка, современное оборудование, медицинский блок с физиотерапевтическим оборудованием, педагогические кадры проходят обучение по данному направлению.

В прогимназии систематически проводится мониторинг состояния здоровья школьников. Сотрудничество с родителями в развитии у детей стойкой привычки к сохранению здоровья, уроки здоровья и профилактические беседы, проектная деятельность, работа в комнате релаксации и психологической разгрузки, занятия в спортивных секциях, проведение динамических пауз, психологическое сопровождение, подвижный метод обучения - все это способствует сохранению здоровья наших детей.

Основная идея здоровьесбережения в нашем учреждении заключается в понимании глубокого единства и гармоничной взаимосвязи психического и физического развития ребенка.

Мы стремимся обеспечить:

- комплексное развитие физического и психического здоровья ребенка
- использование потенциала самого ученика для осознания необходимости здорового образа жизни

Критерием успешности работы педагогического коллектива по реализации здоровьесберегающих образовательных технологий является наличие здоровья (отсутствие ухудшения здоровья) учащихся.

 Работа по созданию системы здоровьесбережения в Европейской прогимназии выстроена  в соответствии с определёнием понятия «Здоровья» по И.Брехман и ведется по 4 направлениям.

Обеспечение соматического здоровья 

работу медицинской службы:

  1. медицинские осмотры специалистами
  2. анализ антропометрических показателелей
  3. профилактика заболеваний
  4. прививочная работа

физиопроцедуры:

  1. тубус
  2. УФО зева и носа
  3. лазеротерапия
  4. ингаляции
  5. цветолечение аппаратом Биоптрон

обеспечение учебного процесса с учётом санитарных норм и правил:

  1. соблюдение режима труда и отдыха учащихся
  2. проведение дезинфекционных мероприятий
  3. использование аппаратов бактерицидного облучения «Дезар»
  4. современных воздухочистителей
  5. офтальмотренаж (система упражнений для глаз) по системе В.Ф. Базарного с целью сохранения зрения

Обеспечение физического здоровья

обеспечение двигательной активности ребёнка в образовательном процессе:

  1. подвижный метод обученияпо системе Николая Дубинина, предупреждающий нарушение осанки, обеспечивающий профилактику заболеваний опорно-двигательного аппарата
  2. свободную деятельность детей в детском саду, выбор ребенком удобного положения во время проведения занятий
  3. хороеография

развитие физического здоровья:

  1. занятия учащихся в спортивных секциях (таэквон-до, баскетбол, фитнес и спортивная аэробика)
  2. проведение спортивно-массовых мероприятий
  3. введение в учебный план дополнительно к 2 часам физической культуры 2 часов занятий в бассейне
  4. проведение в рамках занятия физической культурой в школе и детском саду элементов лечебной физкультуры для профилактики плоскостопия
  5. обеспечение горячего 4 – х разового сбалансированного питания, йодирование и витаминизация пищи, кислородный коктейль

развитие дыхательной системы:

  1. работа вокально-инструментальной студии (блокфлейта), с целью коррекции неправильного дыхания, нарушающего деятельность сердечно-сосудисто  и дыхательной систем, снижения насыщения крови кислородом, нарушения обмена веществ
  2. проведение специальных дыхательных упражнений в процессе уроков, занятий в детском саду

 Обеспечение психического здоровья

деятельность школьного психолога по сохранению психологического здоровья участников образовательного процесса:

  1. профилактика учебной перегрузки
  2. диагностика и коррекция отклонений эмоционального состояния (арт-терапия песочная, сказкотерапия и др., развивают способности ребенка к творчеству, формирует позитивные эмоции,позволяет ребенку творчески самовыразиться. На бессознательном символическом уровне происходит разрешение личностных проблем через работу с образами)
  3. развитие рефлексии ребенка
  4. применение телесно-ориентированной методики снимает телесные зажимы, ощущение тяжести, усталости, восстанавливает дыхание, нормализует сон и состояние нервной системы
  5. обучение упражнениям по самовосстановлению
  6. комфортная обстановка в образовательном процессе
  7. гуманно-личностный подход  к ребёнку
  8. проведение кинезиологических упражнений с целью развития высокой стрессоустойчивости ребенка
  9. самомассаж
  10. реализация в дошкольном отделении прогимназии природосообразной образовательная программы по системе Марии Монтессори

Обеспечение нравственного здоровья

  1. уроки нравственности и духовной жизни (автор док.пед.наук Ниорадзе В.Г.) в виде игр, бесед и творческих заданий, направленные на глубокое проживание темы, на развитие творческого потенциала детей 
  2. профилактику вредных привычек, формирование здорового образа жизни, через образовательный курс «Расти здоровым»

В результате работы по сохранению здоровья:

  1. Общее число зарегистрированных случаев заболевания с сентября 2007 по сентябрь 2008 год - сократилось на 5 %, в том числе простудными заболеваниями на 11% от числа всех заболеваний.
  2. Функционирование групп детского сада (среднее количество дней - посещений в месяц) - увеличилось на 10%
  3. Оптимальная работоспособность учащихся в 2008-2009 году - увеличилась на 10%.
  4. Эмоциональное состояние учащихся в 2008-2009 уч.году – увеличилось преобладание положительных эмоций у 15% учащихся.

Систематическая работа по здоровьесберегающей технологии ведет к снижению показателей заболеваемости детей, улучшению психологического климата в педагогическом коллективе, активно приобщает родителей школьников к работе по укреплению  их здоровья, приводит к предотвращению усталости и утомляемости; повышению мотивации к учебной деятельности; приросту учебных достижений.

Работа прогимназии по программе «Сохрани здоровье в школе» была  представлена на Приморском форуме образовательных инициатив «Новой школе-новые возможности» 5 ноября 2009 года.

По результатам работы и в рамках участия в Форуме Европейской прогимназии ВГУЭС присвоен статус «Информационно-методического центра ПИППКРО (Приморского института переподготовки и повышения квалификации работников образования) по вопросам сохранения здоровья детей и подростков»

Педагогический коллектив прогимназии с благодарностью примет рекомендации родителей и специалистов по сохранению здоровья учащихся и дошкольников.